Экологическая безопасность
Современное развитие науки, промышленности и технологий предъявляет особые требования к состоянию окружающей среды. Одним из критериев ее защиты является экологическая безопасность. Рассмотрим это понятие более подробно.

1. Понятие экологической безопасности

В ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) раскрывается понятие экологической безопасности. Под ней понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.
Нарушение экологической безопасности влечет опасность гибели от-дельных природных объектов, загрязнения окружающей среды и, как следствие, угрозу жизненно важным интересам человека.
Стратегическое планирование, цели, задачи и механизмы реализации государственной политики в сфере экологической безопасности определяет Стратегия экологической безопасности РФ на период до 2025 года (утв. Указом Президента РФ от 19.04.2017 N 176) (далее - Стратегия экологической безопасности).
Согласно п. 4 Стратегии экологической безопасности достижение це-лей экологической безопасности осуществляется путем проведения единой государственной политики, направленной на предотвращение и ликвидацию внутренних и внешних вызовов и угроз экологической безопасности.

2. Обеспечение экологической безопасности в хозяйственной
деятельности организации (в т.ч. обучение, проведение
экологической экспертизы)

В соответствии с п. 24 Стратегии экологической безопасности целями государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности являются сохранение и восстановление природной среды, обеспечение качества окружающей среды, необходимого для благоприятной жизни человека и устойчивого развития экономики, ликвидация накопленного вреда окружающей среде вследствие хозяйственной и иной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата.
В качестве основных приоритетных направлений в области обеспече-ния экологической безопасности (п. 26 Стратегии экологической безопасности), в частности, можно выделить:
- внедрение инновационных и экологически чистых технологий, развитие экологически безопасных производств;
- развитие системы эффективного обращения с отходами производства и потребления;
- повышение эффективности осуществления контроля в области обра-щения радиационно, химически и биологически опасных отходов;
- строительство и модернизация очистных сооружений;
- минимизация рисков возникновения аварий на опасных производ-ственных объектах и иных чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
- развитие системы экологического образования и просвещения, повышение квалификации кадров в области обеспечения экологической безопасности и др.
К полномочиям органов государственной власти РФ в данной сфере, в частности, относится организация и проведение государственной экологической экспертизы (ст. 5 Закона об охране окружающей среды).
Согласно ст. 1 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Закон об экологической экспертизе) экологическая экспертиза - это установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
В Российской Федерации существует два вида экологической экспер-тизы:
- государственная экологическая экспертиза. Она организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы и органами государственной власти субъектов РФ (ст. ст. 4, 10 Закона об экологической экспертизе);
- общественная экологическая экспертиза. Она организуется и прово-дится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей среды (ст. ст. 4, 20 Закона об экологической экспертизе).
Порядок проведения государственной экологической экспертизы за-креплен в ст. 14 Закона об экологической экспертизе и в Положении, утв. Постановлением Правительства РФ от 07.11.2020 N 1796.
Порядок проведения общественной экологической экспертизы регла-ментирован ст. 22 Закона об экологической экспертизе.
Предоставление государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня определяется Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (утв. Приказом Росприроднадзора от 31.07.2020 N 923).
На основании ст. 71 Закона об охране окружающей среды в целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя общее образование, среднее профессиональное образование, высшее образование и дополнительное профессиональное образование специалистов, а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма.
Согласно п. 20 Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Президентом РФ 30.04.2012) при решении задачи формирования экологической культуры, развития экологического образования и воспитания, в частности, используются следующие механизмы:
- включение вопросов охраны окружающей среды в новые образова-тельные стандарты;
- обеспечение направленности процесса воспитания и обучения в образовательных учреждениях на формирование экологически ответственного поведения, в том числе посредством включения в федеральные государственные образовательные стандарты соответствующих требований к формированию основ экологической грамотности у обучающихся;
- государственная поддержка деятельности образовательных учреждений, осуществляющих обучение в области охраны окружающей среды;
- развитие системы подготовки и повышения квалификации в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности ру-ководителей организаций и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении экономической и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду;
- включение вопросов формирования экологической культуры, экологического образования и воспитания в государственные, федеральные и региональные программы.
На основании ст. 73 Закона об охране окружающей среды руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Порядок, сроки и последовательность административных процедур (действий) Ростехнадзора и его территориальных органов при предоставлении государственной услуги по организации проведения аттестации по вопросам промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики регламентированы соответствующим Административным регламентом, утв. Приказом Ростехнадзора от 26.11.2020 N 459.